Главная / Публикации / Учетная функция ТНК –ВР является ориентиром для нефтяных компаний России

    Учетная функция ТНК –ВР является ориентиром для нефтяных компаний России

    Журнал «Твоя компания», июнь 2011

    Станислав Лешко. Главный бухгалтер – Вице-президент.

        Специфика работы крупных холдингов (обширная география деятельности, большое количество предприятий и динамичное изменение структуры) требует нестандартного подхода в организации бухгалтерского учета. Примерно 10 лет назад компании ТНК и «Сиданко» приняли по тем временам редкое для России решение: на основе отдельных самостоятельных бухгалтерий предприятий были созданы региональные центры бухгалтерского обслуживания, которые со временем вошли в состав ООО «ТНК-ВР Бизнессервис». Таким образом, в структуре ТНК-ВР примерно к 2005 году был создан полноценный внутренний сервис по бухгалтерскому учету. Как показало время, это было правильное решение. С одной стороны, в кратчайшие сроки удалось поднять качество учета до уровня, соответствующего международной компании, а с другой стороны, эффективно использовать имеющиеся ресурсы, в том числе кадровые.
    Переход на данную модель организации учета существенно изменил роль и задачи Управления бухгалтерских операций. Во-первых, после передачи в сервис целого ряда транзакционных функций появилась возможность сосредоточить внимание ключевых специалистов на вопросах качества бухгалтерской отчетности и эффективности налогового учета всей Группы компаний ТНК-ВР. Во-вторых, на уровне Управления удалось организовать взаимодействие с внешней контрольной средой (аудиторские компании, налоговые инспекции, различные федеральные контролирующие органы) по принципу «одного окна», что существенно снизило нагрузку на производственные предприятия Группы в части реагирования на различные запросы в ходе проверок.

    В-третьих, в Управлении бухгалтерских операций сформировался центр компетенций, способный взять на себя роль регулятора и координатора в сфере бухгалтерского и налогового учета Группы компаний ТНК-ВР вне зависимости от того, по какой модели (аутсорсинг или инсорсинг) будет развиваться учет в дальнейшем.

     Если говорить о профессиональных достижениях, то кроме уже упомянутой оптимальной стратегической модели учетной функции я бы отметил еще несколько очень важных успехов. В первую очередь, это перевод учета крупнейших компаний Группы на ERP систему SAP R3. Хочу отметить, что внедрение этого IT-продукта в нашей Компании начиналось именно с бухгалтерии. И хотя на первых порах это нам осложнило жизнь, мы понимали, что в этой системе залог наших будущих успехов.

    Еще одним значимым событием я бы назвал внедрение силами «ТНК-ВР Бизнессервис» электронного архива первичных документов в бухгалтерском учете всей Группы ТНК-BP. Это решение позволило стереть территориальные границы при выборе географического региона размещения учетных центров и стало важнейшим элементом увеличения эффективности нашей работы.
    С уверенностью могу утверждать, что учетная функция ТНК-ВР в сегодняшнем еевиде является ориентиром для крупнейших нефтяных компаний России. По нашему пути идут коллеги из «ЛУКОЙЛа», «Роснефти»,«Газпромнефти».

    В последние год-два наметилось очень интересное и перспективное направление работы во взаимоотношениях с налоговыми органами. Не буду скрывать, что до последнего времени наши отношения в части налогового контроля строятся по принципу «они атакуют, мы обороняемся». Каждая налоговая проверка напоминает маленькое сражение и строится на принципах взаимного недоверия. Как правило, для проведения проверок запрашивается огромный объем документов и различной информации, на подготовку которых в общей сложности уходят недели, а то и месяцы драгоценного времени. При этом все понимают, что «переварить» такой объем информации практически невозможно и большая часть работы делается впустую.
    Очень хочется сломать этот стереотип, продемонстрировать, что мы прозрачны и открыты, но в то же время исключить неэффективные методы контроля. Мы предложили налоговой инспекции принимать документы для проверки в электронном виде. Иными словами, вместо десятков-сотен коробок с документами можно предоставлять на проверку пару-тройку дисков с отсканированными документами. Для нас это выгодно тем, что все документы можно быстро выгрузить из нашего электронного архива. Для налоговых инспекторов это удобно тем, что документы рассортированы по видам сделок, что существенно ускоряет время проверки.

    Запросы на предоставление оригиналов документов или их копий в этом случае могут производиться выборочно, что снижает трудозатраты в десятки раз. Наше предложение нашло понимание у руководителей налоговой инспекции. Сейчас мы совместно работаем над реализацией этой идеи. Конечно, не все идет гладко в силу законодательных и технических ограничений, но в решении этих проблем и есть суть проекта.